Диагностическое значение компьютерной стабилометрии при двигательных нарушениях у детей первого года жизни

Сотрудниками «Ивановского научно-исследовательского института материнства и детства им. В.Н. Городкова» представлена разработанная авторами методика проведения компьютерной стабилометрии у детей первого полугодия жизни в положении лежа на животе с опорой на предплечья или ладони на стабилоплатформе с высокой чувствительностью для малого веса.

Приведены результаты анализа различий стабилометрических показателей у детей 3–6 мес с двигательными нарушениями по сравнению со здоровыми детьми. Представлены новые методы диагностики нарушения моторного развития и формирования ДЦП у детей первого полугодия жизни с использованием показателей компьютерной стабилометрии. Показана высокая диагностическая значимость разработанных методов.

Двигательные нарушения составляют значительную долю среди неврологических расстройств в детском возрасте. Наиболее часто они наблюдаются при последствиях перинатальных поражений нервной системы. У детей первого года жизни выраженность их может быть различной: от нарушения моторного развития, носящего преходящий характер, с компенсацией к 1–1,5 годам до формирования детского церебрального паралича (ДЦП). Распространенность двигательных нарушений у детей, тяжесть клинических проявлений, нередко приводящих к инвалидности, сложность ранней диагностики и трудоемкость лечения делают данную проблему актуальной и социально значимой.

Ранняя диагностика и своевременная оценка тяжести двигательных расстройств у детей осложняются физиологической незрелостью нервной системы и возрастными особенностями развивающегося мозга. При двигательных расстройствах у детей 1-го года жизни нарушается формирование возрастных физиологических моторных функций, одна из которых – функция равновесия. Современным методом диагностики ее нарушений является компьютерная стабилометрия. Она основана на регистрации динамики перемещения проекции общего центра массы (центра тяжести) тела человека, находящегося в основной стойке, на плоскость горизонтальной опоры. Метод позволяет быстро и с высокой точностью оценить широкий спектр параметров, совокупность которых отражает различные аспекты функционирования системы равновесия. Использование компьютерной стабилометрии сделало возможным оценку эффективности системы равновесия в целом, топическую и нозологическую диагностику расстройств равновесия, реабилитацию больных с данной патологией. Стабилометрическое исследование применяется и в детской неврологии, но до последнего времени существовали возрастные ограничения, обусловленные его проведением в положении пациента стоя или сидя. Однако у детей первого полугодия жизни поддержание данных поз еще не сформировано.

Была разработана методика проведения компьютерной стабилометрии у детей первого полугодия жизни на этапе формирования первых антигравитационных поз, имеющих базовое значение для дальнейшего развития двигательных функций и последующей вертикализации ребенка. Исследование проводится на стабилоплатформе с высокой чувствительностью для малого веса с использованием укладки пациента в антигравитационной позе лежа на животе с опорой на предплечья или ладони. Разработанная нами методика предусматривает проведение количественной оценки способности поддержания ребенком этой позы.

Характеристика детей и методы исследования

Обследованы 130 детей первого года жизни. Основную группу составили 114 детей, перенесших перинатальные поражения ЦНС средней и тяжелой степени, с двигательными нарушениями; контрольную группу – 16 детей без неврологической патологии. Критериями исключения были врожденные пороки развития, тяжелая соматическая патология. При ретроспективном анализе в возрасте 1 года жизни дети основной группы были разделены на 2 подгруппы в зависимости от исходов перинатального поражения ЦНС: с нарушением моторного развития при компенсации двигательных нарушений (n=91) и ДЦП (n=23). Всем детям в возрасте 3–6 мес проводились неврологическое обследование и компьютерная стабилометрия по разработанной нами методике.

Результаты и обсуждение

Статистический анализ результатов компьютерной стабилометрии у детей в возрасте 3–6 мес с различными исходами перинатальных поражений нервной системы и у здоровых детей показал, что разность длины и ширины эллипса статокинезиограммы в подгруппах с нарушением моторного развития и ДЦП была выше, чем в контрольной группе (р=0,000), а при сравнении между подгруппами –при ДЦП выше, чем при нарушениях моторного раз- вития; р=0,002. Значения показателя уровня 60% мощности спектра в сагиттальной плоскости у детей с нарушением моторного развития и с ДЦП были ниже, чем в контрольной группе (р=0,03), а при сравнении между подгруппами – при ДЦП ниже, чем при нарушениях моторного развития (р=0,02). Кроме того, значения ряда показателей в подгруппе детей с ДЦП были ниже аналогичных в подгруппе с нарушением моторного развития: ширины эллипса статокинезиограммы (р=0,04); уровня 60% мощности спектра во фронтальной плоскости (р=0,04); скорости перемещения центра давления (р=0,003).

Различия показателей компьютерной стабилометрии у детей с двигательными нарушениями по сравнению со здоровыми, по-видимому, связаны со снижением устойчивости во время поддержания антигравитационной позы лежа на животе с опорой на предплечья или ладони и обусловлены направлением, частотой, амплитудой колебаний центра давления тела. Колебания центра давления у детей с двигательными нарушениями преобладают в одной из плоскостей, в отличие от детей контрольной группы, у которых эти колебания равномерно распределены в пространстве. Частота их у детей с двигательными нарушениями ниже, а амплитуда – выше, чем у здоровых детей. Различия стабилометрических показателей в подгруппах детей основной группы связаны с большей тяжестью двигательных нарушений (мышечного гипертонуса или гипотонии, задержки формирования цепных рефлексов и функции равновесия) у детей с установленным впоследствии диагнозом ДЦП.

Индивидуальный и ROC-анализ стабилометрических показателей в исследуемых подгруппах позволил выделить диагностические критерии нарушения моторного развития и формирования ДЦП у детей первого полугодия жизни. Установлено, что диагностическое значение при нарушении моторного развития у детей 3–6 мес имеют показатели скорости перемещения центра давления; ширины, разности длины и ширины эллипса статокинезиограммы. На основании этого предложен новый метод диагностики нарушения моторного развития. Результаты ROC-анализа с расчетом площади под кривой AUC (area under the curve) показали хорошую диагностическую значимость предложенного метода (AUC=0,82). Точность его составила 91%, чувствительность – 94%, специфичность – 78%.

Показатели разности длины и ширины эллипса статокинезиограммы, уровней 60% мощности спектра во фронтальной и сагиттальной плоскостях явились диагностически значимыми при формировании ДЦП у детей первого полугодия жизни. На основании этого предложен новый метод диагностики формирования ДЦП у детей в возрасте 3–6 мес (Приоритетная справка по заявке на изобретение от 07.06.2018 № 2018121169 «Способ прогнозирования формирования ДЦП у детей 3–6 мес жизни»). Установлено, что данный метод имеет высокую точность (85%), чувствительность (91%) и специфичность (84%).

Результаты ROC-анализа с расчетом площади под кривой подтвердили высокую диагностическую значимость предложенного метода (AUC=0,87). В качестве критерия диагностики формирования ДЦП у детей 3–6 мес нами предложены количественные показатели статокинезиограммы (разность длины и ширины эллипса статокинезиограммы, уровни 60% мощности спектра во фронтальной и в сагиттальной плоскостях), поскольку на характеристики колебательных движений ребенка в позе лежа на животе с опорой на предплечья или ладони основное влияние оказывают состояние мышечного тонуса (гипотония, гипертонус или дистония) и его способность к поддержанию первых антигравитационных поз, а стойкие выраженные изменения мышечного тонуса при формировании ДЦП нарушают эту способность.

Заключение

Компьютерная стабилометрия – современный метод функциональной диагностики двигательной патологии, который может применяться у детей первого полугодия жизни. В этом возрасте исследование следует проводить, укладывая ребенка в позу лежа на животе с опорой на предплечья или ладони на стабилоплатформе с высокой чувствительностью для малого веса. Определяемые количественные параметры позволяют объективно оценить способность ребенка к поддержанию первых антигравитационных поз. Значения показателей статокинезиограммы у детей с двигательными нарушениями в возрасте 3–6 мес отличаются от таковых у здоровых детей. Компьютерная стабилометрия может использоваться в качестве скринингового исследования. В первую очередь ее выполнение показано детям 3–6 мес с двигательными нарушениями, перенесшим перинатальные поражения ЦНС, для диагностики нарушения моторного развития и формирования ДЦП. Это позволит проводить своевременную коррекцию лечебных мероприятий для повышения эффективности лечения и предупреждения или минимизации инвалидизирующих последствий перинатальных поражений ЦНС у детей.

Источник: Диагностическое значение компьютерной стабилометрии при двигательных нарушениях у детей первого года жизни.

Самсонова Т.В., Назаров С.Б.

Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2019; 64:(5)

Метки: ,

04.02.2021