Диета при гиперхолестеринемии у детей. Обмен опытом

Сотрудник Казанского государственного медицинского университета, в статье проанализировала современные рекомендации по питанию детей с гиперхолестеринемией. Отмечена необходимость ограничения потребления с пищей холестерина (< 200–300 мг/сут), насыщенных и трансжиров (до 8–10%), увеличения потребления моно- (> 10%) и полиненасыщенных жирных кислот (до 7–10% общей калорийности рациона). Постулируется необходимость потребления сложных углеводов с обязательным включением растворимых пищевых волокон (пектина, инулина, слизи, камеди), содержащихся во фруктах, овощах, бобовых и цельных злаках, при сохранении нормокалорийного рациона.

Известно, что сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ), развивающиеся вследствие атеросклероза и тром боза, — это основная причина преждевременной смерти. Патогенез ССЗ является многофакторным. К модифицируемым факторам риска ССЗ относят низкую физическую активность, курение и несбалансированное питание. На другие факторы — артериальную гипертензию, дислипидемии и сахарный диабет 2-го типа — также можно повлиять. В частности, в международных и российских рекомендациях подчеркивается положительная роль профилактики и терапии дислипидемий для предотвращения развития ССЗ. Доказано, что дислипидемии в детском возрасте, особенно при высоком уровне холестерина липопротеинов низкой плотности (ЛПНП), ассоциированы с высоким риском атеросклероза и раннего развития ССЗ, что служит основанием для назначения в таких случаях гиполипидемической терапии. Практика лечения дислипидемии в детском возрасте поддерживается многими профессиональными сообществами.

Дислипидемии — это нарушения метаболизма липидов и липопротеинов. При различных вариантах дислипидемий могут наблюдаться как повышение содержания липидов и липопротеинов выше оптимального значения, так и/или возможное снижение некоторых показателей липидного спектра, например концентрации липопротеинов высокой плотности (ЛПВП). Термин «гиперлипопротеинемия» означает любое повышение содержания липидов и липопротеинов в сыворотке крови выше оптимального. Для характеристики семейных гиперлипопротеинемий широко используют классификацию D. Fredrickson, адаптированную экспертами ВОЗ.

Основные подходы к диетотерапии при нарушениях липидного обмена у детей. Коррекция уровня общего холестерина и ЛПНП модифицируется изменением образа жизни (физической активностью, диетой) и лекарственной терапией. Имеются убедительные доказательства того, что снижение концентрации общего холестерина и ЛПНП в сыворотке крови уменьшает риск развития ССЗ. Также с высоким риском атерогенеза связана атерогенная липидная триада. Она включает повышение уровня ремнантов (ЛПОНП), которое проявляется умеренным повышением содержания триглицеридов, увеличением числа малых частиц ЛПНП и снижением концентрации ЛПВП.

Общий холестерин и ЛПНП продолжают оставаться основными мишенями терапии больных с гиперлипидемией. Вместе с тем в последнее время для контроля гиперлипидемии рекомендуют ориентироваться на уровень холестерина неЛПВП. В российских рекомендациях по диагностике и коррекции нарушений липидного обмена с целью профилактики и лечения атеросклероза предложено определять содержание ЛПВП, а для лиц с уровнем триглицеридов более 2,3 ммоль/л — холестерин неЛПВП, липопротеин (а), аполипопротеины апо В и апо А1.

Высокая концентрация холестерина в сыворотке крови, в особенности холестерина ЛПНП, служит фактором риска развития заболеваний ССЗ. В связи с этим детям с дислипидемиями и, в частности, семейными формами гиперхолестеринемии необходимы ранняя диагностика и лечение. Основа лечения детей с гиперхолестеринемией — диета. Лишь в случаях недостаточной эффективности диетотерапии, когда не удается снизить уровень холестерина, наряду с диетой необходимо рассмотреть целесообразность назначения гиполипидемических средств. Американской кардиологической ассоциацией (American Heart Association, AHA) предложена схема стратификации риска атеросклероза и раннего развития ССЗ, согласно которой лицам с высоким риском рекомендовано одновременное назначение медикаментозной терапии с модификацией образа жизни (диета, физическая активность, отказ от курения).  Целью лечения при гиперхолестеринемии является долговременное снижение содержания ЛПНП с поддержанием нормального (> 45 мг/дл) уровня ЛПВП. При уровне ЛПНП > 130 мг/дл (3,37 ммоль/л) требуется коррекция диеты пациента, которая рекомендуется с возраста 2 лет. Детям в возрасте до 2 лет необходима сбалансированная по основным пищевым ингредиентам (белки, жиры и углеводы) диета в соответствии с возрастными потребностями. В возрасте до 6 мес рекомендовано грудное вскармливание, далее вводят прикормы, причем отдают предпочтение прикормам промышленного производства, которые обогащены пищевыми волокнами и не содержат трансжиры.

С целью первого знакомства с продуктами прикорма в каждой категории вариантом выбора могут являться пюре, каши и соки детского питания.

Для первого прикорма предлагаются монокомпонентные гипоаллергенные овощные пюре из брокколи, цветной капусты или кабачков либо безглютеновые детские каши (гречневая или рисовая), обогащенные 12 витаминами и минеральными веществами (цинк, йод, железо), а также пребиотиком инулином. В качестве мясного прикорма выступают гипоаллергенные монокомпонентные мясные пюре из мяса кролика или мяса индейки. Для введения фруктов в рацион ребенка первого года жизни на первом этапе могут быть использованы гипоаллергенные фруктовые пюре из яблок или груш, а на втором — монокомпонентные гипоаллергенные осветленные (без мякоти) фруктовые соки из яблок или груш. Следует отметить, что фруктовые пюре не могут быть первым продуктом прикорма, а детские фруктовые соки рекомен- довано включать в ежедневный рацион ребенка старше 8 мес, не превышая рекомендованные возрастные объемы: в возрасте 8 мес — от 5 до 60 мл/сут, в возрасте 9–12 мес — 80–100 мл/сут. С момента введения прикорма ребенку необходим дополнительный прием жидкости, например воды. Воду ребенку следует предлагать в промежутках между кормлениями, в объеме 100–200 мл/сут.

Цель диетотерапии при гиперхолестеринемии достигается не только с помощью ограничения потребления жира с пищей, но и качественной модификацией жирового компонента рациона питания. Именно поэтому крайне важно знать пищевые источники жиров, их состав и эффекты пищевых жиров на уровни ЛПНП и ЛПВП.

Рекомендации по модификации жирового состава рациона питания в диетотерапии при гиперхолестеринемии.

  1. Рекомендуется снизить общее потребление жира до 20–30% калорийности рациона. Ограничение потребления жиров способствует снижению потребления насыщенных и трансжиров.
  2. Рекомендуется потреблять менее 8–10% насыщенных и трансжиров от общей калорийности рациона. С этой целью необходимо: удаление жира с мяса и птицы, исключение из питания майонеза и сметаны, их замена на растительные масла, кулинарная обработка путем варки и запекания без применения жира. Предпочтение следует отдавать обезжиренным молочным продуктам, заменять часть мясных блюд рыбными и куриными. Также целесообразно исключить из рациона кокосовое и пальмовое масла как богатые насыщенными жирами. Вместо сливочного масла, сыров с высокой жирностью рекомендуется употреблять растительные масла и сыры с низкой жирностью. Основным источником трансжиров, поступающих с пищей, являются частично гидрогенизированные жирные кислоты промышленного происхождения.
  3. Потребление мононенасыщенных жиров должно составлять более 10%, а полиненасыщенных жирных кислот — 7–10% общей калорийности рациона.
  4. Потребление холестерина должно быть снижено до 75 мг на каждые 1000 ккал. По мнению других исследователей, потребление холестерина с пищей должно составлять < 200–300 мг/сут. Принято считать, что неблагоприятное действие пищевого холестерина проявляется вместе с насыщенными жирами. Потребление холестерина с полиненасыщенными жирными кислотами не приводит к развитию атеросклероза. Так, основными источниками омега-3 полиненасыщенных жирных кислот — эйкозапентаеновой и докозагексаеновой — являются сельдь, макрель, лосось, голубой тунец, гренландский палтус, камбала, палтус, белый тунец консервированный.
  5. Гиполипидемический эффект может быть достигнут при введении в рацион сложных и медленноперевариваемых углеводов — пищевых волокон, в особенности растворимого типа, содержащихся в бобовых, фруктах, овощах и цельных злаках. К растворимым пищевым волокнам относят пектины (например, черная смородина, яблоки, сливы), камеди, декстраны, слизи (овсяная и перловая крупы, рис, семена льна и подорожника), некоторые фракции гемицеллюлозы, инулин.

Предполагают, что пищевые волокна абсорбируют триглицериды, ЛПНП и ЛПОНП в кишечнике, препятствуя, таким образом, их всасыванию. Также пищевые волокна влияют на реабсорбцию желчных кислот, что приводит к снижению синтеза фосфолипидов и холестерина в тощей кишке. Растворимые пищевые волокна, такие как овсяные отруби, псиллиум, также способствуют снижению концентрации холестерина, в отличие от нерастворимых пищевых волокон, например пшеничных отрубей. Пища с этими волокнами в дозе 5–15 г/сут хорошо переносится и рекомендуется для снижения уровня ЛПНП. Детям в возрасте от 2 до 12 лет необходимо ежедневно потреблять 6 г пищевых волокон, в возрасте старше 12 лет — 12 г. Рекомендуется потреблять волокна из пищевых источников (например, фрукты, ягоды, в т. ч. соки и пюре, овощи и цельные зерна), а не в составе пищевых добавок. Кроме того, продукты прикорма промышленного производства — каши, кисломолочные продукты — также обогащают пищевыми волокнами. В частности, нерастворимая и растворимая фракции пищевых волокон представлены в отечественных соках прямого отжима с мякотью. Диета с низким содержанием насыщенных жиров и высоким содержанием пищевых волокон умеренно снижает уровень ЛПНП у детей с гиперхолестеринемией. Тем не менее у детей с тяжелой гиперхолестеринемией (ЛПНП > 190 мг/дл или 4,9 ммоль/л) либо семейной гиперхолестеринемией одной модификации диеты редко бывает достаточно для достижения целевых показателей ЛПНП.

Содержание белка в диете детей с гиперхолестеринемией должно составлять примерно 15%. Дефицит белка в питании приводит к белково-энергетической недостаточности, и наоборот, избыток белка в рационе часто ассоциирован с высоким потреблением насыщенных жиров и холестерина. Также на прогрессирование атеросклероза влияет качественный состав белка. Так, показано, что у вегетарианцев показатели холестерина ЛПНП и ЛПОНП были на 31–38% ниже, чем в общей популяции, а показатель смертности от ишемической болезни сердца был ниже на 77%.

По некоторым данным, замена 50% пищевого белка на изолированный соевый белок способствует снижению сывороточного содержания общего холестерина и холестерина ЛПНП.

Таким образом, диетотерапия при гиперхолестеринемии является стартовым и обязательным компонентом лечения. Для составления рациона ребенка необходимо диетологическое консультирование, которое должно быть нацелено не только на коррекцию гиперхолестеринемии, но и на обеспечение оптимального роста и развития детского организма. До назначения диеты необходимо оценить фактическое питание путем сбора информации от родителей о фактическом питании ребенка за три дня. В этом пищевом дневнике указывают все основные приемы пищи и перекусы, объем и состав блюд. Далее оценивают калорийность рациона и содержание основных пищевых элементов — белков, жиров и углеводов. Рацион на начальном этапе должен быть нормокалорийным, содержание белка в диете должно соответствовать возрастным нормативам, а жировой и углеводный компоненты модифицируют согласно приведенным выше рекомендациям.

Если через 6–12 нед первого этапа диетотерапии показатели холестерина не снижаются, необходимо проведение диетологического консультирования. На этом этапе предполагают дальнейшее снижение потребления жира до 25%, в т. ч. насыщенных жиров — до 7% общей калорийности рациона питания, холестерина — до 200 мг/сут. Возможно ограничение потребления мяса до 170 г/сут. В случае сохранения гиперхолестеринемии через следующие 6–12 нед потребление жира доводят до 20% общей калорийности рациона, мяса — до 90 г/сут.

Современные стратегии питания при нарушениях липидного обмена

В последние годы были разработаны новые стратегии питания для коррекции нарушений липидного спектра крови. Они базируются на замене некоторых «рискованных» продуктов или на специально разработанные функциональные продукты, и/или на пищевые добавки. Эти нутрицевтики могут применяться как в качестве монотерапии, так и в дополнение к лекарственным препаратам, снижающим содержание липидов в сыворотке крови. Еще одна стратегия — использование растительных продуктов, богатых липидами (орехи, бобовые и злаки), которые содержат довольно большое количество фитостеролов и их насыщенные формы фитостанолы.

Фитостеролы и станолы — молекулы, похожие по структуре на холестерин, но обладающие антиатерогенным действием, которое реализуется путем снижения интенсивности всасывания холестерина в кишечнике за счет вытеснения холестерина из мицелл, что приводит к формированию в просвете кишечника смешанных мицелл. Холестерин, не встроившийся в мицеллы, не всасывается и удаляется из кишечника. Кроме этого, станолы активируют АВС-транспортеры энтероцитов, вытесняющие всосавшийся холестерин в просвет кишечника.

Клинические испытания показали, что у детей с семейной гиперхолестеринемией станолы и сложные эфиры стеролов снижают содержание общего холестерина и ЛПНП в сыворотке крови, но при этом в настоящее время отсутствуют доказательства того, что они снижают риск развития атеросклероза или ССЗ. Станолы и стерины могут нарушать усвоение жирорастворимых витаминов и бета-каротина, поэтому дети, принимающие эти добавки, должны ежедневно получать поливитамины.

Заключение

Лечение детей с дислипидемией и, в частности, гиперхолестеринемией, обосновано тем, что ранняя идентификация и контроль дислипидемии снижают риск и степень тяжести преждевременных ССЗ в зрелом возрасте. Диетотерапия является обязательным компонентом лечения всех детей с гиперхолестеринемией. Диетотерапия при гиперхолестеринемии в основном заключается в модификации жирового состава рациона питания. Доля жира в рационе должна составлять не более 30% общей калорийности рациона, насыщенные жиры должны быть ограничены до 10%, трансжиры исключаются. Для составления и коррекции рациона детей с гиперхолестеринемией рекомендуется консультация диетолога.

 

Источник: Диета при гиперхолестеринемии у детей. Обмен опытом

Камалова А.А.

Вопросы современной педиатрии  2020  том 19,  № 4.

Метки:

16.03.2021