Иммунологическая защищенность лиц в возрасте от 3 до 25 лет против коклюшной инфекции: региональное одномоментное исследование

Исследование проведено сотрудниками Центра вакцинопрофилактики при ГБУЗ «Специализированная клиническая инфекционная больница» (г. Краснодар) в период с июля 2018 по октябрь 2019 г.

Коклюш — высококонтагиозная бактериальная инфекция дыхательных путей с преимущественно воздушно-капельным механизмом передачи — остается серьезной глобальной проблемой. Каждый год по всему миру коклюшной инфекцией заболевает около 60 млн. человек, умирает около 1 млн. детей, преимущественно в возрасте до 1 года.  В РФ заболеваемость коклюшем, по данным на 2018 г., составила 7,1 на 100 тыс. населения, что на 39% выше показателя в 2012 г. и в 2,8 раза — в 2008 г. , в 2018 г. в РФ зарегистрирован 1 случай смерти от коклюша.

Единственным эффективным и доступным средством борьбы с инфекцией в настоящее время остается вакцинация, основная цель которой — снижение уровня заболеваемости и степени тяжести течения болезни.

Основную группу риска инфицирования коклюшем составляют дети раннего грудного возраста, что связано с непривитостью или незавершенностью туров вакцинации, а также за счет постепенного угасания базисного иммунитета — все дети через 3–6 лет после вакцинации. Длительность защиты после иммунизации цельноклеточной вакциной составляет 4–14 лет, а бесклеточной — 3–10 лет. Для детей в возрасте до 1 года характерно тяжелое и среднетяжелое, для детей школьного возраста — среднетяжелое и крайне редко — тяжелое течение болезни. Исходя из этого, детям дошкольного и школьного возраста при снижении базисного иммунитета необходимо введение бустерной дозы бесклеточной вакцины против коклюшной инфекции для детей старше 4 лет и взрослых для достижения стойкого иммунитета. Также рекомендуется введение бустерных доз для тех подгрупп взрослых, которые имеют высокий риск передачи Bordetella pertussis младенцам (т. е. новым родителям, работникам по уходу).

Поствакцинальный иммунитет к коклюшной инфекции в выборке определяли по доле участников исследования с минимальным защитным титром антител к B. pertussis. С этой целью участникам исследования (или их законным представителям) рекомендовали (Сутовская Д.В., Крылова Д.Р.) выполнить определение титра антител к B. pertussis с целью решения вопроса о необходимости бустерной вакцинации/ревакцинации бесклеточной вакциной против коклюшной инфекции для детей старше 4 лет и взрослых. Взятие крови и серологические исследования (проводили в день взятия крови) у пациентов, давших свое согласие на диагностическое исследование, выполнены в лаборатории Специализированной клинической инфекционной больницы (г. Краснодар). Согласно сведениям, полученным из этой лаборатории, антитела к B. pertussis определяли в сыворотке крови методом реакции агглютинации с использованием наборов «Диагностикум коклюшный жидкий» («Биомед», Россия). Чувствительность метода (наборов) составляет 100%. Минимальную защитную концентрацию антител устанавливали, согласно рекомендациям, при титре 1:160 . Запланирован анализ результатов исследования в возрастных группах 3–7, 8–17 и 18–25 лет. Такая возрастная периодизация была обусловлена необходимостью оценки формирования базисного иммунитета после вакцинации и ревакцинации (от 3 до 7 лет), состояния поствакцинального иммунитета в отдаленные сроки у детей (от 8 до 17 лет) и лиц старшего возраста (18 лет), а также длительностью защищенности после иммунизации цельноклеточными вакцинами против коклюшной инфекции (4–14 лет).

Установлена недостаточная защищенность от коклюшной инфекции детей, проживающих в Краснодарском крае. В группе детей в возрасте от 3 до 7 лет титры антител к B. pertussis ниже минимального защитного уровня (либо их отсутствие) обнаружены более чем в 90% случаев. Недостаточный поствакцинальный иммунитет в данной группе, на наш взгляд, можно объяснить увеличением сроков между турами вакцинации и ревакцинации. Достаточный титр антител к B. pertussis в этой возрастной группе отмечали в 5–8 раз реже, чем у детей в возрасте 8–17 лет и лиц старшей возрастной группы. В группе детей в возрасте 8–17 и 18–25 лет титры антител к B. pertussis ниже минимального защитного уровня (либо их отсутствие) были зарегистрированы более чем в 40 и 65% случаев соответственно.

Ограничениями исследования поствакцинального иммунитета являются небольшой размер выборки (в т. ч. и по причине проведения серологических исследований за собственные средства исследуемых или их родителей) и отсутствие группы сравнения. Группу сравнения могли бы составить дети, привитые бесклеточными вакцинами согласно срокам Национального календаря профилактических прививок или же дети с нарушенным графиком вакцинации. Кроме того, следует отметить, что в исследование включали детей без соматической патологии и аллергических болезней на момент проведения исследования. В связи с этим невозможно оценить состояние иммунитета к коклюшу, например, у детей с отягощенным аллергологическим анамнезом либо хронической патологией. Также в исследовании принимали участие только дети, родители которых были приверженцами вакцинации и проводили иммунизацию за собственные средства. Защитные уровни титра антител к B. pertussis могут не отражать качество вакцинации, а являться результатом коклюшной инфекции, перенесенной в прошлом в стертой или абортивной форме, а значит, не отмеченной в медицинской документации. Следует также учитывать, что титр антител к B. pertussis характеризует состояние гуморального (антитоксического) иммунитета к коклюшной инфекции. И хотя именно это звено иммунной системы имеет наибольшее значение в формировании противококлюшной поствакцинальной защиты, роль клеточного иммунитета (сопровождающегося в т. ч. продукцией противовоспалительных интерлейкинов 4 и 10) нельзя недооценивать. Вместе с тем известно, что клеточный иммунитет не может в достаточной степени «компенсировать» отсутствие или недостаточное количество антител к B. pertussis. В связи с этим основной вывод исследования о недостаточной защищенности детей в возрасте 3–7 лет от коклюшной инфекции по-прежнему представляется справедливым.

У большого числа детей, проживающих в Краснодаре, установлен низкий поствакцинальный иммунитет к коклюшу. В среднем по всем возрастным группам противококлюшный поствакцинальный (гуморальный) иммунитет отсутствовал в 15% случаев. Наибольшая доля лиц (59%) с минимальным защитным титром антител к B. pertussis зарегистрирована в возрасте от 8 до 17 лет.

Полученные данные позволяют предположить наличие скрытой циркуляции возбудителя коклюша и, как следствие, перенесенного заболевания в стертой или абортивной форме. Результаты сопоставимы с аналогичными исследованиями в других регионах РФ. На современном этапе остается открытым вопрос о целесообразности проведения второй ревакцинации против коклюша детей в возрасте 6–7 лет, поскольку ревакцинации в возрасте 18 мес. недостаточно для длительного поддержания напряженности поствакцинального иммунитета в популяции.

 

Источник: Иммунологическая защищенность лиц в возрасте от 3 до 25 лет против коклюшной инфекции: региональное одномоментное исследование.

Сутовская Д.В., Бурлуцкая А.В., Дубова Л.В., Крылова Д.Р.

Вопросы современной педиатрии. 2021; 20(1):62-66.

Метки:

23.04.2021