Оценка базовых навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра с помощью методики VB-MAPP
Включение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в образовательную среду в дошкольном возрасте может внести значительный вклад в их развитие, в том числе в повышение интеллектуального уровня, уровня речевых и коммуникативных навыков и навыков социализации. Однако для включения таких детей в среду дошкольного образования необходимо создание условий для успешного обучения и воспитания каждого ребенка. Определить уровень речевого, социального и интеллектуального развития детей, а также выявить образовательные потребности каждого из них, можно посредством методики VB- MAPP.
VB-MAPP — программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития имеет почти 30-летнюю историю исследований и разработок. Теоретической базой для создания этого диагностического инструмента послужил труд Б.Ф. Скиннера «Вербальное поведение». Он определил вербальное поведение как поведение, усиливающееся посредством другого человека.
Описание клинического случая № 1
Ребенок: девочка, 6 лет 4 месяца, диагноз — F84.0 (детский аутизм), задержка речевого развития в раннем возрасте. Ребенок рожден от III беременности, I по счету родов. Беременность протекала без особенностей. Роды проходили путем кесарева сечения.
Обследование навыка манд показало, что ребенок обращается с просьбой при помощи указательного жеста, показывая на предмет, который хочет получить. При обследовании навыка такт было выявлено, что ребенок называет 8 предметов по инструкции, также спонтанно называет 2 предмета в течение 30 минут. Оценка навыка поведения слушателя показала нам, что ребенок различает или выбирает предмет из 4-х для 20-ти различных предметов, выполняет 4 моторных движения без подсказок и инструкций. Также поворачивает голову и обращает внимание на голос 5 раз в процессе наблюдения.
При оценке игровых навыков было обнаружено, что ребенок может заинтересоваться игрушкой в течение 1 минуты, также может поиграть с разными тремя игрушками в течение 30 минут.
Обследование социальных навыков показало, что ребенок спонтанно смотрит на других детей 2 раза в течение наблюдения, также может провожать воспитателя и нового человека в группе взглядом.
Результаты обследования: ребенок получил 23 балла из 45 возможных (для 1 уровня), 38 из 105 возможных (для ребенка 30 мес.), и 43 из 170 возможных (для ребенка 48 мес.). Большинство навыков сформированы на уровне 0-18 месяцев нормотипичного ребенка. Наиболее сформированными оказались навыки имитации, эхо и навык такт. Более слабыми являются навыки манд, игра и различение по ФХК.
Описание клинического случая № 2
Мальчик, 7 лет 6 месяцев, диагноз — F84.1 (атипичный аутизм), сопутствующие нарушения — ОНР I. Ребенок рожден от I беременности, I срочных родов. При беременности отмечалась анемия. Роды протекали без осложнений.
При изучении навыка такт было выявлено, что мальчик способен называть мотивационные и не- мотивационные предметы, может называть 25 различных предметов после вопроса «что это?», а также 10 действий после вопроса «что делает?».
Оценка игровых навыков показала, что ребенок способен манипулировать и исследовать предметы в течение 30 секунд, может поиграть с 3 разными игрушками в течение 30 минут, самостоятельно может заниматься игрушкой в течение 2 минут.
Результаты обследования: ребенок получил 30 баллов из 45 возможных (для 1 уровня), 49 из 105 возможных (для ребенка 30 мес.) и 50 из 170 возможных (для ребенка 48 мес.). Большинство навыков сформированы на уровне 0-18 месяцев нормотипич- ного ребенка. Наиболее сформированными оказались навыки самостоятельной игры, поведения в группе, а также речевые навыки.
Заключение
По результатам анализа современных исследований можно сделать вывод об эффективности применяемых поведенческих методов по развитию базовых речевых, учебных и социально-бытовых навыков у детей с РАС. Эти выводы имеют как теоретическую, так и практическую значимость.
Представленная работа положена в основу лонгитюдного исследования эффективности применения современных методов, форм и средств комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра.
Источник:
Журнал «Аутизм и нарушения развития». 2021. Том 19. No 1 (70). C. 25—33.
Метки: клинический случай, научные исследования
01.11.2021