Современные подходы к ведению детей с острым обструктивным ларингитом и эпиглоттитом

В исследовании рассматриваются два часто встречающихся воспалительных процесса. Первый из них, — острый обструктивный ларингит, называемый в профессиональных кругах «стенозирующим ларинготрахеитом» или, в более общеупотребительном варианте, крупом. Подобный диагноз подразумевает воспаление гортани и тканей  подскладочного  пространства  с  сопутствующим сужением  просвета  гортани. Второе рассматриваемое заболевание, — эпиглоттит, — воспалительный процесс бактериального генеза в области надгортанника, приводящий в крайних случаях к опасному для жизни нарушению проходимости дыхательных путей.

В данном исследовании авторы рассматривают специфику заболеваний, клиническую картину и возможности профилактики, а также возможности организации медицинской помощи. Исследование включает анализ данных с целью сравнения заболеваний и их специфики.

Описание клинического исследования

В большинстве случаев возбудителями обструктивного ларингита являются респираторные вирусы, такие как, например, риновирусы, энтеровирусы, коронавирусы и проч. Однако чаще всего (80%) причиной возникновения заболевания выступает вирус парагриппа. Бактериальный возбудитель (например, Mycoplasma pneumoniaе) также может вызывать круп в единичных случаях. Круп при этом является наиболее частой причиной острой обструкции верхних дыхательных путей у пациентов в возрасте от 6 месяцев до 6 лет, что составляет примерно 6% ежегодных обращений в неотложную медицинскую помощь. В 60% случаев грамотная терапия облегчает состояние в течение 48 часов, но около 5% детей требуется госпитализация в стационар, а некоторым из них – искусственная вентиляция легких.

Что же касается эпиглоттита, его возбудителем выступает Haemophilus influenzae типа b  (>  90%), а также стрептококки, достаточной мерой против чего является иммунизация детей. Это более редкое заболевание, по сравнению с крупом.

Обструктивный ларингит начинается с неспецифических симптомов першения в горле, ринореи и кашля, которые могут в дальнейшем усиливаться на фоне повышения температуры вплоть до инспираторной одышки. Развитие симптомов наблюдается с вечера до предутренних часов. 1я степень стеноза гортани (2\3 обращений за помощью инициированы на этой стадии) ограничивается осиплостью, кашлем и стридором при нагрузке. 2я степень включает учащение приступов кашля и стридор в состоянии покоя. На 3й же стадии наблюдаются симптомы дыхательной недостаточности, беспокойства, угнетения сознания. В диагностике учитываются общее состояние, симптомы респираторного дистресса, частота дыхательных движений, характер одышки и сатурация. Лабораторные анализы сдаются в случае лихорадки и при госпитализации.

Эпиглоттит начинается с высокой температуры, боли в горле, тризм, со стремительно развивающегося стридора. Для диагностики специалист ориентируется на клинические признаки заболевания. Осмотр проводится в условиях операционной и с готовностью к интубации трахеи. Среди лабораторных анализов приводятся обязательный общий анализ крови и уровень С-реактивного белка, так как в отличие от крупа эпиглоттит – тяжелая бактериальная инфекция с высоким лейкоцитозом. В спорных случаях проводится рентгенография шеи.

В случае обоих заболеваний рекомендуется применение пульсоксиметрии.
Дифференциальная диагностика включает оценку кашля, осиплости голоса и катаральных состояний, свойственных крупу, но не эпиглоттиту. Рассматриваются анамнестические данные об атопии, болезнях гортани и бронхобструкции для исключения аллергических реакций и гастроэзофагеального  рефлюкса. В статье приводятся классификация обструктивного ларингита, дифференциальные диагнозы и признаки крупа и эпиглоттита.
Для лечения крупа консервативно используются ингибиторы нейраминидазы; глюкокортикоиды и\или кортикостероиды системного действия, или (при отсутствии последних) – эпинефрин; суспензии  будесонида; дексаметазон или преднизолон. Антибактериальная терапия, паровые ингаляции не рекомендуются. При падении сатурации ниже 92% применяется оксигенотерапия для коррекции гипоксемии. В крайних случаях стеноза гортани проводится интубация.

Для консервативной помощи при эпиглоттите рекомендуется ранняя профилактическая интубация,  экстубация – после нормализации температуры и уменьшения симптомов. Обязательна антибактериальная терапия в течение 7-10 дней; применяется цефотаксим  или  цефтриаксон  внутривенно, клиндамицин – при неэффективности терапии; пероральные антибиотики. Среди пероральных антибиотиков в силу специфики возбудителя применяются пенициллины  (амоксициллин  +  клавулановая  кислота)  и  цефалоспорины  3-го  поколения  (цефиксим и др.).
Не рекомендуются ингаляции, снотворные и седативные, макролиды, противопоказано горизонтальное положение.

При невозможности интубации  и при асфиксии в случае обоих заболеваний рекомендуется трахеотомия  и  постановка  временной  трахеостомы или коникотомии.
В качестве профилактики рекомендуется соблюдение личной гигиены, изоляция и очищение поверхностей в окружении больного, санитарно-эпидемиологический режим. Также рекомендуется вакцинация от сезонного гриппа (для профилактики крупа) и против гемофильной  инфекции  (для  профилактики  эпиглоттита).
При крупе лечение может быть рекомендовано на дому при условии эффективности лечения. В случае крайне редких статистически рецидивов разрабатывается индивидуальный план лечения. Показаниями для госпитализации считаются: стеноз гортани 2–3-й степени; невозможность проведения адекватной терапии в домашних условиях; прогрессирующее ухудшение состояния. Выписка возможна после купирования стеноза, нормализации температуры  тела  и  сатурации.

При эпиглоттите обязательна госпитализация в учреждение с отделением интенсивной терапии с возхможностями для интубации трахеи. С учетом риска возникновения асфиксии учитываются индивидуальные реакции пациентов на все манипуляции. Выписка возможна после купирования стеноза, нормализации температуры тела и сатурации, при восстановлении аппетита и самостоятельном приеме пищи и жидкости.

Заключение

По сравнению с крупом, эпиглоттит всегда имеет серьезный прогноз, хотя при правильном лечении выздоровление обеспечено. Обструктивный же ларингит имеет благоприятный прогноз при своевременной диагностике и легко поддается лечению ингаляционными глюкокортикоидами и/или  кортикостероидами  системного  действия, однако, запущенный стеноз гортани 3-4 степени при невозможности  интубации  или  трахеостомии чреват летальным исходом от асфиксии. В случае стеноза гортани крайне важно в первую очередь исключить эпиглоттит.

Источник:

Баранов А.А., Дайхес Н.А., Козлов Р.С., Намазова-Баранова Л.С., Андреева И.В., Артемова И.В., Бакрадзе М.Д., Вишнева Е.А., Карасева М.С., Карнеева О.В., Ким И.А., Ковтун О.П., Куличенко Т.В., Лашкова Ю.С., Зеленкова И.В., Новик Г.А., Полякова А.С., Селимзянова Л.Р., Стецюк О.У., Таточенко В.К., Федосеенко М.В., Якушин С.Б. Современные подходы к ведению детей с острым обструктивным ларингитом и эпиглоттитом. Педиатрическая фармакология. 2022;19(1):45-55.

Метки: ,

26.04.2022