Осложненное течение COVID-19 у ребенка с синдромом Блоха–Сульцбергера

После столкновения с новой коронавирусной инфекцией общемировая медицина накопила информацию о большом количестве проявлений COVID-19, начиная от ярко выраженных респираторных симптомов и проявлений со стороны ЦНС до бессимптомного течения. Особенно опасным является дыхательная недостаточность, приводящая зачастую к летальному исходу. У детей заболевание протекает в большинстве случаев в лёгкой форме, но в некоторых случаях фиксируется гипервоспалительная реакция и осложнения. На данный момент, однако, публикации об изучении этого заболевания у детей малочисленны.

В своем исследовании авторы рассматривают частный случай пациента с синдромом Блоха-Сульцбергера, осложнившего течение COVID-19 с целью демонстрации сочетания симптоматики. Синдром Блоха-Сульцбергера – это сложное наследственное заболевание нейрокожного меланобластоза. Один из явных признаков синдрома – поражение кожи. В особо тяжелых случаях имеет место системное поражение внутренних органов на фоне респираторных инфекций и воспалений мочевыделительного и желудочного трактов с перспективой сепсиса.

Описание клинического исследования

Пациент К., 17 лет столкнулся с тяжелыми осложнениями от COVID-19 на фоне нейрокожного меланобластоза. Анамнестически, вакцинация была проведена согласно национальному календарю профилактических прививок, за исключением пневмококковой инфекции. Синдром Блоха-Сульцбергера диагностирован в раннем возрасте. Пациент перенес ряд хирургических вмешательств, в частности, коррекцию отслоения сетчатки и холецистэктомию. Острые респираторные заболевания 1-2 раза в год, в подростковом возрасте имел излишний вес. Вначале заболевание развивалось быстро, с повышением температуры до 39,7 в течение 4 дней, на 5й день педиатр диагностировал острое респираторное заболевание, результат ПЦР-теста наSARS-CoV-2 был отрицательным. На 6й день рентген показал очаговую правостороннюю пневмонию. Проводилась амбулаторная терапия с ингаляциями. На 8 день проявилась отдышка и затрудненное дыхание, на 11 день пациент был госпитализирован, на 12 день рентген показал новые очаги воспаления. Смена препаратов не помогала, сатурация снизилась до 70% на атмосферном воздухе. Лишь третья проба на коронавирусную инфекцию показала положительный результат. На осмотре при переходе в специализированное отделение зарегистрирована температура температура 37,0°С, частота дыхания 26/мин, число сердечных сокращений 128/мин, артериальное давление — 115/55 мм рт.ст., SpO2 70% на атмосферном воздухе. Сознание оставалось ясным, были выявлены пигментация и цианоз, умеренная атрофия кожных участков, катаральный синдром, жесткое дыхание, втяжение межреберных промежутков при дыхании. Во время исследований обнаружены отклонения в показателях функции печени, синусовая тахикардия. На 20 день проявились осложнения в виде пневмоторакса, пневмомедиастинума, нарастания затрудненного дыхания, — мальчик вскоре переведен на искусственную вентиляцию легких, за счет чего сатурация вернулась до 96%. К перечисленным симптомам добавилась подкожная и межмышечная эмфизема  шеи и верхней части грудной клетки.

Очередной рентген показал двустороннюю полисегментарную пневмонию, поражение легких не менее 75-80%. На 23 день электрокардиография показывает перегрузку правого желудочка. Через 9 день зафиксировано уменьшение эмфизематозных изменений в подкожном липидном слое.

Проведена пункция плевральной полости справа, затем, — дважды, — дренирование правой плевральной полости по Бюлау до уменьшения пневмоторакса. Ультразвуковое исследование показало гидроторакс слева по лопаточной линии. Лабораторные показатели оставались стабильными на протяжении всей истории болезни.  Антибактериальная и медикаментозная терапия проводились на фоне кислородотерапии. Улучшение состояния было зарегистрировано на 47 день заболевания. На контрольном рентгене вновь выявлен пневмоторакс, уже с левой стороны. Пункции успеха не имели, за чем последовало левостороннее дренирование. Применение анальгетиков, увлажненного кислорода, противовирусных и антибактериальных препаратов на фоне оперативных вмешательств и консервативной терапии показало положительную динакмику через неделю. Компьютерная томография показала расправление обоих легких, снижение пневматизации, мелкий кальцинат слева и явные ретикулярные изменения на всех уровнях. На 72 день больной выписан повторно в удовлетворительном состоянии. 

Заключение

Новая коронавирусная инфекция перенесена больным с осложнениями в виде пневмонии и пневмоторакса. Тяжелое течение и развитие поздней фазы COVID-19 авторы объясняют сочетанием этиологических факторов, генетической патологии, дефекта иммунной системы и развития её патологического ответа на массивную виремию. Наблюдение должно быть продолжено на фоне продолжительной реабилитации.

Ермолаева Ю.А., Самойлова Ю.Г., Кудлай Д.А., Олейник О.А. Осложненное течение COVID-19 у ребенка с синдромом Блоха–Сульцбергера. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2021;66(6):103-107.

Метки: ,

05.05.2022