Комплексный подход к коррекции зрительного восприятия у детей с интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью

Сотрудники Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, представили эффективную схему коррекции и развития зрительного восприятия у детей с нарушением интеллекта и сенсомоторных функций, включающая в себя алгоритм проведения процедур транскраниальной микрополяризации и педагогическое воздействие, направленное на развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, зрительного анализа и синтеза. Приводится клинический случай из практики, иллюстрирующий возможности данного подхода в рамках взаимодействия «невропатолог–педагог».

Контингент детей с выраженной интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью крайне неоднороден как в клиническом, так и в психолого-педагогическом отношении. Нарушения зрительного восприятия у данных детей обусловлены целым рядом факторов: нарушениями зрения (глазодвигательные нарушения, нарушения рефракции, атрофия зрительного нерва, гипоплазия); влиянием патологических тонических рефлексов, которые вызывают глазодвигательные нарушения и трудности фиксации взора; нарушением интеллекта.

При коррекции зрительного восприятия у таких детей необходим учет принципа комплексности, предполагающего, с одной стороны, медицинское сопровождение коррекционно-педагогического воздействия, с другой – тесное взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса (родителей, педагогов, психолога, дефектолога, логопеда).

Целью данного исследования стала разработка и апробация схемы комплексного взаимодействия «невропатолог–педагог» для коррекции зрительного восприятия у детей с интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью, включающей процедуры транскраниальной микрополяризации головного мозга (ТКМП) и коррекционно-педагогическое воздействие.

Во время процедуры ТКМП происходит воздействие на структуры головного мозга постоянного тока очень малой силы (менее 1 мА), что сравнимо с электрическими процессами, производимыми самим головным мозгом. Действие электрического тока такой малой величины направленно изменяет функциональное состояние нейронов мозга, тем самым улучшая взаимодействие не только между клетками, но и между отдельными его структурами, что способствует восстановлению регуляции нарушенных функций. Результатом процедур является активизация функциональных резервов головного мозга, уменьшение или исчезновение функциональной незрелости, улучшение социальной адаптации, повышение интереса к познанию, обучаемости.

Известно, что электрическая стимуляция затылочной зоны коры головного мозга вызывает ощущение света, темноты, пятен, т. к. происходит стимуляция первичной проекционной зоны, функцией которой является четкое, детальное зрительное восприятие объектов. При этом решающее значение для интегративной работы зрительной системы имеет качество переработки зрительной информации во вторичных и третичных зонах, отвечающих за распознавание и формирование зрительных образов.

Параллельно с вышеописанными процедурами ТКМП выполнялись упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, зрительного анализа и синтеза. Этот комплекс упражнений может проводить как педагог-дефектолог, так и родитель: работа с предметными изображениями, сюжетными картинками, серией сюжетных картин, пиктографическими изображениями.

Для развития умения узнавать предметные изображения использовались следующие приемы: узнавание предметных изображений через опору на зрительное предвосхищение; узнавание себя и близких на фотографиях; узнавание предметных изображений через соотнесение с реальным предметом при совпадении размера и цвета изображения с размером и цветом предмета; совмещение картинок-половинок, изображающих предметы с разных сторон – спереди и сзади; поиск изображения по названию без опоры на реальный предмет; ориентирование в ряду предметных изображений (количество изображений постепенно увеличивается).

Эффективность описанного выше комплексного взаимодействия «невропатолог–педагог» может быть проиллюстрирована на конкретном примере. Обследуемый – Владислав В., 11 лет. Диагностированы грубые нарушения общей моторики вследствие нарушений опорно-двигательного аппарата (спастический тетрапарез). Отмечены проблемы со зрением: частичная атрофия зрительного нерва, трудности фиксации взора, установочный нистагм, ограничение поля зрения до 48°. Слух – в норме. Интеллект – F72 (тяжелая умственная отсталость). Двигательные, интеллектуальные нарушения, а также нарушения зрения являлись причинами крайне бедного сенсорного опыта ребенка. Он путал цвета и геометрические формы, допускал ошибки в узнавании даже крупных цветных предметных изображений (например, на изображение коровы на формате А4 говорил «ав-ав»).

По данным электроэнцефалограммы (ЭЭГ) у мальчика были выявлены: низкоамплитудная, полиморфная ритмика; значительно дезорганизованная альфа-активность в виде групп волн с амплитудой до 35 мкВ, частотой 7,8–8,5 Гц, средним индексом, нерегулярная, с преобладанием заостренных волн, наиболее выраженная в центральной и затылочной областях; бета-активность – в виде групп волн со средним индексом, высокой амплитудой (до 45 мкВ), низкой частотой, усилена по лобно-височным отведениям. Заключение по ЭЭГ: биоэлектрическая активность (БЭА) головного мозга по амплитудно-частотным характеристикам с признаками снижения функциональной активности конвекситальной коры; выраженные диффузные изменения БЭА головного мозга по органическому типу.

В начале четвертого года школьного обучения проведен описанный выше курс процедур ТКМП, сочетающийся с коррекционно-педагогической работой по развитию зрительного восприятия. Первые позитивные изменения отмечены родителями после 5-го сеанса: мальчик стал проявлять интерес к мелким предметным изображениям (картинки 50×50 мм), рассматривая их под определенным углом зрения; поля зрения расширились на 20 %; улучшилась фиксация взора.

Через два месяца после начала коррекции достигнуты значительные эффекты в плане развития зрительно-предметного гнозиса: улучшилось узнавание крупных предметных изображений, появилась способность различать объекты на мелких предметных и пиктографических изображениях (50×50 мм); сформировалось умение ориентироваться в ряду из 3–5 предметных и пиктографических изображений, выкладывать предложения с помощью пиктограмм; развилось понимание сюжетных картин и серии сюжетных картинок; твердо закрепилось узнавание букв (А, О, И, У, С) и умение читать обратные слоги.

При проведении ЭЭГ через 6 месяцев наблюдались в целом менее выраженные диффузные изменения БЭА головного мозга регуляторного характера на фоне признаков дисфункции лимбико-ретикулярного комплекса на стволоводиэнцефальном уровне. Выявлена значительно дезорганизованная альфа-активность в виде групп волн с амплитудой до 35 мкВ, частотой 8,0–9,5 Гц, наиболее выраженная в теменных и затылочных отведениях. Бета-активность – диффузная, с низким индексом, наиболее выражена над центральными отделами.

Данные изменения, произошедшие в поведении ребенка, связаны с терапевтическим влиянием ТКМП на правое полушарие в виде его инактивации. Такое состояние характеризуется улучшением работы анализаторных систем, что проявляется более четким и красочным восприятием окружающего мира.

Кроме того, это состояние сопровождается увеличением двигательной активности, усилением мотивации, оживлением поведения. Также снижение влияния коры головного мозга на подкорковые ядра, в частности сенсорные ядра таламуса, приводит к снятию с них тормозных ограничений и облегчает проведение нервного импульса, как следствие – улучшает процессы зрительного восприятия.

Таким образом, можно заключить, что эффективность развития зрительного восприятия у детей с выраженной интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью будет значительно выше, если она связана, с одной стороны, с опережающим социальным воздействием взрослого, а с другой – с терапевтическими эффектами применяемой ТКМП, выражающимися в усилении зрительного восприятии окружающего мира. ТКМП может успешно применяться в комплексной коррекции у детей с нарушением зрительных функций, имеющих задержку интеллектуального развития.

Источник: Комплексный подход к коррекции зрительного восприятия у детей с интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью

Мамаева А.В., Шилов С.Н., Лисова Н.А., Бедерева Н.С., Беляева О.Л.

Журнал медико-биологических исследований. 2022. Т. 10, № 1. С. 78–83.

Метки:

24.05.2022