Синдром дефицита внимания и гиперактивности или СДВГ. Медицинский взгляд на проблему

Сотрудники кафедры детской неврологии и Медицинской генетики ТашПМИ, подготовили статью посвященную синдрому дефицита внимания и гиперактивности.

СДВГ — это состояние, характеризующееся неадекватно высоким уровнем импульсивности, гиперактивности и невнимательности. Диагностическая концептуализация этих симптомов со временем значительно изменилась. В начале 20 века гиперактивные дети считались страдающими патологическим дефектом морального контроля. В 1930-х годах были введены концепции минимального повреждения головного мозга (МПГМ) и минимальной мозговой дисфункции (ММД), основанные на наблюдении поведенческих нарушений, подобных тем, которые наблюдались во время пандемии энцефалита в 1920-х годах или после травматических родов.  Термин “синдром дефицита внимания” был выделен в начале 80-х гг. из более широкого понятия “минимальная мозговая дисфункция”. В 1980 г. Американской ассоциацией психиатров была разработана рабочая классификация – DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition), согласно которой случаи, описанные ранее как минимальная мозговая дисфункция, предложено рассматривать как синдром дефицита внимания и синдром гиперактивности. В последней классификации DSM-V данные синдромы объединены под одним названием “синдром дефицита внимания и гиперактивности”.

Эпидемиология, этиология и патогенез

В 2004 г. Всемирной ассоциацией детской и подростковой психиатрии и смежных профессий (IАСАРАР) СДВГ был признан «проблемой номер один» в сфере охраны психического здоровья детей и подростков. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) встречается приблизительно у 1 из 20 современных детей и подростков. СДВГ привлекает к себе значительный интерес в связи с высокой распространенностью и социальной значимостью проблемы. Результаты исследований подтверждают, что примерно у 50% пациентов симптомы СДВГ, претерпевая определенную трансформацию, продолжают присутствовать и во взрослом возрасте. Манифестация СДВГ происходить часто у дошкольников, достигает максимума клинических проявлений в начальной школе и эволюционируя, не исчезает ни у подростков, ни у взрослых, а по мере взросления трансформируется и претерпевает изменения в количественном и качественном соотношении симптомов. Следовательно, во многих случаях СДВГ характеризуется длительным, хроническим течением.

По данным ВОЗ от 3% до 7% детей в мире страдает СДВГ. По данным эпидемиологических исследований, частота встречаемости СДВГ в РФ у детей 6–15 лет составляет 4,0–9,5%, а по данным некоторых зарубежных авторов, она достигает даже 20–28%. Распространенность баллов среди детей младшего школьного возраста составляет 1% для гиперкинетического расстройства и 5% для СДВГ (M: F = 3: 1). Девочки составляют 25% гиперкинетических больных. Они демонстрируют меньше импульсивности и агрессии, но больше страха, перепадов настроения, социальной замкнутости, когнитивных и языковых проблем.

Дискутабельность вокруг этиологии и патогенеза СДВГ не прекращается. Ранее это расстройство рассматривалось в контексте минимальной мозговой дисфункции и основной причиной его возникновения считалось органическое повреждение головного мозга. Одна из первых теорий развития СДВГ основана на данных о перинатальной обусловленности этого расстройства, т. е. указанная патология рассматривается как следствие органического поражения ЦНС, возникшего в антенатальный и/или ранний неонатальный периоды под влиянием различных средовых факторов. Лекарства, используемые для лечения СДВГ, такие как метилфенидат, амфетамин и атомоксетин, указывают на дефицит дофамина и норэпинефрина как нейрохимическую основу СДВГ, но этиология более сложна.

В современных концепциях патогенеза СДВГ рассматривается как следствие нарушений заднемозговой системы внимания, регулируемой норадреналином, тогда как характерные расстройства поведенческого торможения и самоконтроля – как недостаточность дофаминергического влияния на поступление импульсов к переднемозговой системе внимания. Восприимчивость этих структур по отношению к поступающим сигналам модулируется за счет дофаминергической иннервации от вентрального ядра покрышки среднего мозга. Дофамин избирательно регулирует и ограничивает возбуждающую импульсацию к префронтальной коре и поясной извилине, обеспечивая снижение излишней нейрональной активности. Определенными доказательствами этой гипотезы явились достижения молекулярной генетики, а именно выделение у детей с СДВГ генов, ответственных за обмен дофамина и норадреналина.

Диагностика

При диагностике людей на предмет синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) или гиперкинетического расстройства до постановки официального диагноза типично используются несколько этапов оценки, в том числе:

  • Клинические обследования (исследование неврологического статуса).
  • Инструментальное обследования, рейтинговые шкалы и шкалы оценок (заполнение опросников, анкет, оценочных шкал).
  • Критерии оценок СДВГ по DSM-IV и/или DSM-V.
  • Клинические интервью (собеседование) с пациентом и родителями, учителями детей и подростков или партнерами для взрослых с СДВГ.
  • Прямое наблюдения в различных условиях (наблюдение за поведением).
  • Оценка социально-психологического функционирования и трудностей адаптации у лиц с СДВГ различного возраста.
  • Продолжительность симптомов (как долго проявляются те или иные симптомы).

Диагностика СДВГ также должна основываться на полной клинической и психосоциальной оценке, полном анамнезе развития и психиатрии, а также на отчетах наблюдателей о психическом состоянии человека. Согласно рекомендациям NICE, для диагностики СДВГ симптомы гиперактивностиимпульсивности и / или невнимательности должны соответствовать диагностическим критериям в диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам 5-е издание (DSM-V) для СДВГ и 10-го пересмотра Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10). Обратите внимание, что в 2018 году МКБ-10 была обновлена до 11-й редакции Международной классификации болезней (МКБ-11), где HKD теперь называется ADHD.

Лечение

Основные классы доступных фармакологических методов лечения СДВГ включают: стимуляторы, не стимуляторы и ноотропные препараты.

Наиболее частые побочные эффекты стимуляторов это – снижение аппетита, нарушение сна. При приеме стимуляторов, хотя и редко были выявлены серьезные побочные эффекты со стороны сердечно-сосудистой системы. В США, Канаде и Европе был достигнут консенсус в отношении того, что рутинный электрокардиографический скрининг и / или кардиологические обследования перед началом приема стимуляторов необходимы только тем, у кого есть положительный семейный или личный кардиологический анамнез. Некоторые дети могут не реагировать на стимулирующие препараты или могут не переносить стимулирующие препараты из-за побочных эффектов (например, потери аппетита). Таким образом, несколько не стимулирующих препаратов также используются для фармакотерапии СДВГ. Модафинил и ребоксетин показали некоторые перспективы в лечении СДВГ. Был опубликован ряд отчетов об использовании альтернативных и дополнительных лекарств при лечении СДВГ. Положительные результаты были заявлены для гинкго билоба. Короткоцепочечные жирные кислоты и жирные кислоты омега-3 / омега-6 не оказались эффективными.

На данный момент единодушное мнение относительно большинства альтернативных и дополнительных методов лечения состоит в том, что эти методы лечения лучше всего использовать в качестве дополнения к текущей фармакотерапии, а не в качестве альтернативы.

Психосоциальное лечение СДВГ в первую очередь сосредоточено на следующих четырех простых, но трудных для реализации принципах: вознаграждайте за позитивное поведение; игнорировать неподобающее поведение; наказать за неприемлемое поведение; адаптируйте занятия к способностям ребенка.

Выводы

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это невидимая инвалидность. Это нейробиологическое расстройство, которое влияет на поведение, самоконтроль, мотивацию, двигательную активность, импульсивность, эмоции, способность направлять и поддерживать внимание, коммуникабельность, доступность для обучения и способ обработки информации мозгом. Ребенок не выглядит больным в традиционном понимании этого состояния, но если оставить без внимания ребенка или подростка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), то в будущем для ребенка это создаст значительные трудности в учебе, межличностных отношениях, в социальном и эмоциональном развитии, что, в свою очередь может привести к возникновению асоциального поведения.

Источник: Синдром дефицита внимания и гиперактивности или СДВГ. Медицинский взгляд на проблему Эргашева Н. Н., Юнусов М.З. Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences VOLUME 2/ ISSUE 2

Метки: , , ,

07.06.2022