Эмоционально-личностные особенности подростков с синдромом Элерса–Данло

Наследственные болезни соединительной ткани относятся к распространенным патологическим состояниям. Исследования, посвященные синдрому Элерса–Данло, в большинстве случаев касаются клинических проявлений заболевания. Недостаточная освещенность особенностей эмоциональной, личностной, поведенческой сферы у детей данной категории создает необходимость выполнения целенаправленных психологических исследований.

Специалистами проведено исследование с целью  изучения особенностей эмоционально-личностной сферы у подростков 12–18 лет с синдромом Элерса–Данло.

Описание клинического исследования

Исследование эмоционально-личностной сферы детей с синдромом Элерса–Данло проводилось на базе Научно-исследовательского клинического института педиатрии им. акад. Ю.Е. Вельтищева.

В исследовании принимали участие 24 мальчика и 22 девочки в возрасте от 12 до 18 лет с клиническим диагнозом синдром Элерса–Данло, без сопутствующих заболеваний. Когнитивное развитие подростков соответствовало возрасту. Законные представители детей, участвующих в исследовании, проинформированы о ходе исследования и полученных результатах. Получено письменное добровольное согласие от законных представителей на участие в исследовании детей. В исследовании использовали разнонаправленные методы диагностики эмоциональной, личностной и поведенческой сферы.

По результатам исследования установлено, что эмоциональные особенности подростков с синдромом Элерса–Данло проявляются в форме депрессивных, тревожных состояний, которые связаны с фрустрированными потребностями в самоутверждении. Исследование выявило неоднородность и своеобразие картины эмоционально-личностных особенностей пациентов. Согласно результатам нашего исследования степень осознания подростком своих индивидуальных особенностей влияет на личностное развитие в целом.

Заключение

Проведенное исследование эмоционально-личностной сферы больных с наследственным синдромом Элерса–Данло выявило неоднородность и своеобразие картины эмоционально-личностных особенностей. Обследованные подростки обучались по программе массовой школы, имели достаточно высокий уровень интеллекта и могли адекватно оценить недостатки и особенности своего внешнего вида, обусловленного данным генетического заболевания.

В период полового созревания у подростков с синдромом Элерса–Данло происходило осознание  своего заболевания и его влияния на внешние физические данные, что оказывало сильное воздействие на эмоциональную сферу.

Предрасположенность к развитию депрессивных состояний является специфическим отражением восприятия себя во внешнем мире, в субъективном отношении подростка к окружающей действительности. Степень осознания больным своих особенностей влияет на проявления и выражение отдельных эмоций. Эти переживания обусловливают изменения в личностном развитии подростка с синдромом Элерса–Данло.

Очень важно оказать грамотную психологическую поддержку такому ребенку в период осознания им особенностей своего дефекта. Адекватное осознание себя, своих возможностей, своего положения в коллективе и семье поможет подростку преодолеть недооценку или переоценку собственной личности в кризисных ситуациях.

Источник: Троицкая Л.А., Суркова К.Л., Семячкина А.Н., Николаева Е.А. Эмоционально-личностные особенности подростков с синдромом Элерса–Данло. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2021;66(2):101-104. 

Метки: , , ,

14.10.2021