Связь соматических патологических изменений с негативным поведением детей с расстройством аутичного спектра

Научным руководителем Медицинского центра «Miraculum» (Тбилиси, Грузия) и Центра для детей с РАС «Miraculum» (Циндао, Китай) подготовлена статья, в которой показана зависимость между соматическими патологическими расстройствами детей с РАС с проявлениями их негативного поведения. При коррекции патологических состояний негативные поведение ослаблялось или исчезало, а нарушение лечения приводило к рецидиву и возврату негативного поведения. Это позволяет сделать вывод о вторичном характере негативного поведения и поставить вопрос о правомерности использования проявлений негативного поведения детей с РАС в качестве диагностических критериев «аутизма».

Стремительное распространение аутизма в мире является общеизвестным фактом. Существуют огромные различия в национальной статистике аутизма из-за отсутствия универсальных критериев и различий в уровне диагностики и медицины от страны к стране. Недавнее исследование «AutismRates by Country. 2019» на первые строчки поставило Гонконг (1 случай на 27 детей), Южную Корею (1/38) и США (1/44), а на три последних — Китай, Тайвань и Польшу (1 случай на 435, 2000 и 3333). Все эти цифры весьма условны, но традиционно при оценке динамики глобального распространения аутизма принято ориентироваться на американскую статистику, как наиболее долговременную и точную. В последней публикации AutismSpeaks (январь 2020 г.) называется цифра 1/54.

Другим общеизвестным фактом является то обстоятельство, что в последние десятилетия аутизм постоянно мутирует в сторону все более тяжелых и не поддающихся коррекции случаев со все более сложными проявлениями.

Исторически медицина относила и относит аутизм к психическим заболеваниям. В его современной диагностике есть разные национальные особенности, но большая часть международного официального медицинского сообщества ориентируется на DSM (американское «Диагностическое и статистическое руководство по психическим заболеваниям», 5-е издание) или на МКБ-10 (Международная классификация болезней, 10-е издание).

Основанием для диагноза являются негативное поведение, отклонения в социальности и коммуникабельности, доминирование стереотипов и огромное, постоянно растущее разнообразие других внешних признаков — фобий, агрессий и самоагрессий, нарушений сна и питания.

Подход к аутизму как исключительно психическому расстройству имеет негативные последствия для детей и их родителей. Различные соматические патологические состояния, характерные для детей с аутизмом, зачастую лишаются адекватного медицинского внимания, поскольку все негативные проявления списываются на аутизм. Роль официальной медицины сводится к назначению нейролептиков, а психиатр или психоневролог становится главным специалистом по аутизму. В результате основным, путем помощи объявляется коррекция поведения и доступная социализация. Акцент делается на психокоррекционной помощи и реабилитации, которые до определенной степени способны изменить качество жизни детей-аутистов, их социальную адаптацию и интеграцию в общество сверстников.

Аутизм на сегодня является одним из малоизученных заболеваний. До сих пор не существует единой точки зрения, что является причиной или причинами  его возникновения. Но то, что в организме такого ребенка всегда можно найти большое количество патологических изменений, привело многих исследователей всего мира к мысли, что аутизм – это сложная коморбидная патология, содержание которой необходимо детально исследовать и разбираться. В настоящее время появляется все больше публикаций, в которых подчеркивается взаимосвязь между различными патологическими состояниями, соматическими расстройствами, нарушениями здоровья и поведения лиц с РАС, в частности, с проявлениями негативных поведенческих реакций, таких как повышенная агрессивность, самоагрессия, тревожность, страх, эмоциональная лабильность, повышенная раздражительность.

Настоящее исследование вносит свой вклад в долгосрочный процесс концептуального понимания аутизма и формирования новой парадигмы в подходах к нему. На относительно небольшой, но качественной выборке детей оно позволяет сделать доказательный вывод: «Устранение патологических состояний ведет к уменьшению негативного поведения. Негативные проявления аутичного поведения являются вторичными по отношению к патологическим состояниям».

Исследование проводилось на базе Центра интегративной медицины «Miraculum», Грузия (www.facebook.com/autism.ge). В исследовании принял участие 71 ребенок с РАС в возрасте от 3 до 12 лет. Диагнозы: детский аутизм (F.84) и атипичный аутизм (F.84.1). Из 71 пациента Центра «Miraculum» 59 пациентов были полностью невербальные, а 12 детей — относительно вербальными (отмечалась задержка речи и психического развития, но было минимальное понимание речи и слов).

У всех детей была тяжелая форма аутизма, и они не поддавались тестированию. Соответственно, оценку поведения проводили по опроснику родителей «Скрининговый инструмент для проведения функциональной оценки». По данному опроснику у всех детей родители фиксировали нарушения поведения, проявлявшиеся повышенным уровнем тревоги, агрессией и/или самоагрессией, гиперактивностью, эмоциональной лабильностью, нарушением понимания речи и/или практически полным отсутствием вербальной речи, большим количеством моторных стереотипий.  Специалисты, работающие с детьми, не могли определить, на что у ребенка начинала проявляться реакция в виде негативного поведения, а поведенческие и коррекционные терапии не приводили к желаемому результату.

Диагноз детский аутизм определялся с использованием критериев DSM-V для диагностики аутичного расстройства. Для достоверного подтверждения диагноза должны иметь место по меньшей мере 8 из перечисленных 16 признаков, причем 2 признака из группы А, 1 — Б и 1 — В.

В работе использовались следующие методы исследования: изучение анамнеза заболевания и жизни, анализ наследственных факторов, оценка физического развития, оценка структуры и частоты встречаемости сопутствующих заболеваний и психоневрологического статуса. Проводился осмотр следующими специалистами: психиатром, психологом, неврологом, педиатром, эндокринологом, отоларингологом, гастроэнтерологом.

Лабораторная диагностика включала:

  1. Бактериологический посев из зева и носа с чувствительностью к бактериофагам и антибиотикам (Научно-исследовательский институт микробиологии, вирусологии и иммунологии им. Г. Элиава. Грузия, Тбилиси).
  2. Копрограмму и бактериологический посев кала с чувствительностью к бактериофагам и антибиотикам (Научно-исследовательский институт микробиологии, вирусологии и иммунологии им. Г. Элиава. Грузия, Тбилиси).
  3. Измерение уровней лактата, ASLO, ферритина, ОЖСС, витамина Д (25-ОН), гомоцистеина, липидного профиля, общего анализа крови с лейкоцитарной формулой (Лаборатория Mrcheveli. Грузия, Тбилиси).
  4. Анализ мочи на органические кислоты и аминокислоты (Научно-лабораторный комплекс Chromolab. Россия, Москва).
  5. Суточный уровень кортизола (слюна, метод ELICA).(Лаборатория Mrcheveli. Грузия, Тбилиси).

Было выявлено, что среди детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), преобладает несколько видов патологических изменений в организме: увеличение численности именно условно-патогенной микрофлоры на слизистых оболочках полости рта и носа (96,6 %),  наличие патогенной флоры кишечника ( 57,75%), инфицирование Helicobacterpylori (12,68%), повышение уровня метилмалоновой кислоты (у 78,87% испытуемых), повышение уровня квинолиновой кислоты (у 74,65% испытуемых), снижение уровня витамина Д (25-ОН) отмечается у 54,93% испытуемых, низкий уровень ферритина и ОЖСС (25,35%), повышение уровня лактата в крови (14,08%), повышение уровня общего холестерина (28,17%), повышение уровня ASLO (14,08%), высокий уровень кортизола (12,68%), низкий уровень кортизола (21,13%).

Были установлены прямые корреляционные связи между негативным поведением детей с РАС и следующими соматическими патологическими изменениями в детском организме (по отдельности и в наборе):

— увеличение численности условно-патогенной микрофлоры на слизистых носа и зева,

— наличие патогенной микрофлоры в кишечнике,

— дисбаланс кортизола,

— повышение уровня ASLO,

— увеличение численности C. albicans на слизистой оболочке носа и зева, в кишечнике,

— инфицирование Helicobacterpylori.

На основе выборки из 71 клинического случая удалось подтвердить, что проявления негативного поведения, как правило, сцеплены с одним или несколькими патологическими изменениями в состоянии организма ребенка. Уменьшение или устранение патологических изменений всегда вело к уменьшению или устранению негативного поведения. Напротив, регресс в патологических изменениях по тем или иным причинам приводил к возобновлению или усилению негативного поведения. В качестве иллюстрации заинтересованные читатели могут посмотреть семиминутный фильм (на русском, английском, китайском или корейском языках) Центра «Miraculum» о четырех детях из вышеупомянутой выборки с примерами исходного негативного поведения, поставленных диагнозах и полученных результатах, в том числе в поведении (www.youtube.com/Autism Ge).

Это позволяет сделать следующие выводы и рекомендации:

  1. Негативное поведение является вторичным по отношению к патологическим изменениям в состоянии детского организма.
  2. При активных проявлениях негативного поведения детей с РАС врачам – клиницистам рекомендуется обращать внимание, прежде всего, на соматические состояния ребенка. Целесообразно проводить соответствующую лабораторную диагностику (в том числе в рамках предложенных в исследовании протоколах) для оценки определенных маркеров и лабораторных показателей. Не рекомендуется игнорировать и объяснять соматические состояния детей уже имеющимся диагнозом «аутизм».
  3. Клиническая практика, изложенная в исследовании, также предлагает возможные терапевтические стратегии для коррекции вышеназванных нарушений и стабилизации поведения. Они могут быть рекомендованы врачам — клиницистам в аналогичных ситуациях.
  4. Настоящая работа выполнена на относительно небольшой выборке, и рассмотренная тема требует дополнительных независимых клинических исследований. Тем не менее, результаты выполненного исследования позволяют, как минимум, задуматься о целесообразности вопроса о правомерности использования различных проявлений негативного поведения детей с РАС в качестве диагностических критериев «аутизма». Научная дискуссия на такую тему, основанная на доказательной клинической практике, принесет немедленную пользу детям с РАС, поскольку привлечет внимание как врачей-клиницистов, так и родителей, к необходимости принимать во внимание и анализировать патологические изменения и соматические расстройства детей с РАС.

Источник: Связь соматических патологических изменений с негативным поведением детей с расстройством аутичного спектра Максимова А. А.

Медицина и фармакология : электрон. научн. журн. 2020. № 7(69)

 

Метки: , , ,

13.10.2020